Группа «КОЛОБОК», МБДОУ детский сад №17 СОП №1, город Ревда, воспитатель Суслова Лариса Станиславовна

Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим»

 аботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремлены, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.

I этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома.

Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через поручения, обязанности, которые подбираются родителями.

В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли заботливыми, чуткими, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости, несдержанности одного из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.

Дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявлять заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить кубики, превращать в кровать для игрушки, как чемодан для вещей. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки.

Играя со своим ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства. Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первую школу общения с близкими. Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка.

Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях.

Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Вы - родители, должны помнить, что любое неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не

уменьшаются. Они становятся все значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.

Детям среднего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родители должны с уважением относиться к их дружбе с детьми.

Особую роль в воспитании заботливого отношения к окружающим играет детская литература. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Самая большая ошибка в семейном воспитании - физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение к родителям и другим членам семьи. Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.

Совместное и последовательное осуществление задач воспитания в детском саду и семье - одно из решающих условий формирования правильных отношений, умения жить с людьми.

27 августа 2023 в 20:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.