Группа «КОЛОБОК», МБДОУ детский сад №17 СОП №1, город Ревда, воспитатель Суслова Лариса Станиславовна

Консультация: «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?»

Ребенок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

Навыки самообслуживания:

- снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы;

- сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

- знает свои вещи и умеет ими пользоваться, знает, где висит его полотенце;

- складывает в шкаф вещи;

- убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;

- самостоятельно аккуратно ест ложкой;

- использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

- моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

- замечает непорядок в своем внешнем облике и в одежде; своевременно пользуется туалетом.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжаютразвиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Сфера общения характеризуется следующим:

ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

- у него появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

ребенок называет других по имени;

ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

ребенок легко знакомится с другими детьми,

- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

«в уме» представляет себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видит возможные результаты собственных действий, то есть умеет анализировать свои поступки, знает, почему именно эти действия он совершил.

- называет свое имя и возраст;

- отвечает на простые вопросы;

- составляет предложения из пяти-шести слов и говорит полными предложениями;

- рассказывает простые сказки и истории;

- подражает родителям и друзьям;

- показывает привязанность к знакомым семьи и друзей;

- понимает, что такое "мое" и "его/ее;"

- показывает широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье.

Познавательное развитие:

- знает 4-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

- знает 6-8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

- знает такие понятия, как «один — много»«большой — маленький»;

- понимает предлоги «на»«под»«за»«перед»«в»;

- может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

- начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

- отгадывает загадки;

- слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

- рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Моторика:

Ребенок должен:

- интересоваться цветными книжками с большими картинками и переворачивать страницы в книге;

- использовать соответствующие возрасту ножницы, резать бумагу под контролем взрослых;

- рисовать круги и квадраты;

- строить башню из девяти или больше кубиков.

Чтобы ребенок в 3 года лучше рос и развивался, нужно соблюдать его режим сна и отдыха.

Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

года – важный этап сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились, как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью. Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

21 сентября 2023 в 04:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.